«Хочу издавать книги для собак, они не пишут рецензий»: интервью с Дмитрием Волчеком

MAGREB побеседовал с Дмитрием Волчеком, легендарным андерграундным издателем и мастермайндом проектов Kolonna Publications и «Митин журнал», благодаря которому мы прочли процентов 90 из всех интересных книг, выходивших за последние десятилетия.

Габриэль Витткоп, Алехандро Ходоровски, Уильям Берроуз и Пол Боулз, Кеннет Грант и Алистер Кроули, Джереми Рид, Антонен Арто и Луи-Фердинанд Селин, Эрик Стенбок и Илья Масодов — вот только несколько имен из безразмерного издательского портфеля Волчека, повлиявшего на целое поколение молодых умов, распалив их литературой, альтернативной всему обывательскому мирочку с его ловушками и ролевыми моделями.

lazarro
Как вы решили начать заниматься публикацией литературы не для всех, и предполагали ли вы, что так и останетесь практическим одиноким в поле воином на ниве андерграундного книгоиздания?

А разве бывает «литература для всех»? Точнее сказать, что я издаю литературу для самого себя, выбираю книги, которые мне нравятся. Об «актуальности», маркетинге, коммерческом успехе и прочей ерунде я вообще не думаю. В этом смысле Kolonna почти уникальна – время от времени подобные эксцентричные предприятия возникают, но живут недолго. Я же этим занимаюсь много лет и считаю, что только небесным покровительством можно объяснить такую долговечность. Но всё когда-то кончается, и не уверен, что в нынешней ситуации, когда абсолютно всем в стране управляет стая взбесившихся обезьян, удастся долго продолжать в том же духе.

В 2000-е годы Kolonna была по сути единственным источником альтернативной литературы и других странных миров для молодежи – думаю, многие помнят стеллаж ваших изданий в “Фаланстере” в Гнездниковском, к которому можно было направляться сразу с порога, минуя все остальное. Можно сказать, вы повлияли на умы целого поколения, расширив его представления о возможном в литературе, а значит, и в чувственно-воспринимаемом спектре. Что вы ощущаете по этому поводу?

Это изрядное преувеличение. У меня совсем другое ощущение – кажется, что я много лет кидаю брильянты в болото, а там сидит злая жаба и с наслаждением их проглатывает. Когда смотришь читательские отклики, хочется немедленно закрыть издательство: какой смысл выпускать книги, которые попадают в руки аррогантных дебилов? Да вот почитайте сами. Но, конечно, есть 20-30 человек, которые все понимают правильно. Возможно, этого и достаточно.

volkolonna2

По какому принципу вы подбирали и подбираете литературу для публикации? Только ли это личные предпочтения, или есть какие-то еще факторы?

Абсолютно никаких. Лет 10 назад я попробовал – просто как эксперимент – издать две-три книги ради коммерческого успеха. Это с легкостью получилось, но осталось отвратительное послевкусие. Посыпались письма от кретинов-графоманов, жуликов-книгопродавцев, запах денег привлек всевозможных мошенников, и я это тут же свернул. Издательство существует для развлечения. Кто-то пьет, кто-то нюхает, кто-то лезет на Джомолунгму, кто-то идет в бордель, кто-то покупает ласты и плавает под водой. И не возникает вопросов, зачем они это делают. Но когда начинаешь говорить, что для развлечения издаешь книги, публика отчего-то удивляется и подозревает обман.

volkolonna

Что вы скажете про альтернативное книгоиздание сегодня в России? Есть ли какие-то интересные имена, перспективы? Кормильцева и “Ультракультуры”, к сожалению, с нами больше нет, но например, недавно в Петербурге, насколько мы слышали, начали издавать ранее не переводившегося Боулза. Может ли это служить знаком, что не “Колонной” единой и все-таки у русских читателей, жаждущих прочесть на родном языке что-нибудь невероятное, есть надежда?

Конечно же, существует немало прекрасных издательств, и достойных книг выходит много. Издательство Лимбаха, «Текст», «Водолей», Ad Marginem, гениальная «Гилея». К сожалению, книгоиздание в России монополизировано одним стоголовым чудищем. Впрочем, одна голова у него живая: мне нравится то, что делает редакция Ильи Данишевского в АСТ, знаю, что у него большие планы. Другое дело, что я не считаю себя членом профессионального сообщества, не бываю на книжных ярмарках, вручениях премий, конференциях и презентациях – не хочу тратить время на ерунду. И мне скучно с этими людьми, у меня нет друзей-книгоиздателей. Я бы лучше скоротал время со взломщиками сейфов или проститутками, они хоть что-то интересное способны рассказать.

FullSizeRender

В 2010 году вы, как и многие тогда, говорили, что глиняный колосс скоро рухнет и запретов в литературе больше не осталось. Сейчас, однако, Россия сползает обратно к 80-м, а М-й лично два часа смотрит “Любовь” Гаспара Ноэ и запрещает, но не может сказать почему. Что вы имеете сказать по этому поводу?

Запретов не осталось не в том смысле, что никто ничего не запрещает. Не осталось внутренних запретов у художника, невозможно представить тему, которая была бы табуирована, не освоена. Конечно, есть рискованные области: вряд ли многие решатся оправдывать Холокост, глумиться над святынями ислама или воспевать педофилию. Но казус Мединского и вообще российских, пока еще относительно мягких, цензоров в другом: это невероятно темные, глупые люди, настоящая деревенщина. Знаете, как у Льва Толстого: мы долго размышляли, почему бедный мальчик на последние деньги купил заводную канарейку, и наконец вспомнили, что он просто дурак. Они пытаются что-то там запрещать, но, разумеется, получается все наоборот. Благодаря Мединскому фильм Ноэ посмотрели все – правда, не в 3D. Конечно, обезьяны мечтают и интернет поставить под контроль, но вряд ли у них хватит мозгов и сил, чтобы это сделать.

voldannye

Мы помним ваше суровое, но справедливое отношение к индустрии книгоиздания в целом, является ли карнавал, который вы устраиваете в выходных данных книг “Колонны” проявлением этого?

Есть много непростительных грехов, и худший из них – серьезность. Последняя страница книги – вполне подходящее место, чтобы об этом напомнить.

Какие самые интересные переводные книги выходили на русском языке за последнее время?

Невозможно перечислить всё, но я думаю, что «Река без берегов» гениального Ханса Хенни Янна на русском языке – это огромное событие, и я не знаю, как благодарить переводчика Татьяну Баскакову за ее труд. Вот кто должен был бы стать министром культуры России вместо этого скомороха. То, что наконец-то начали издавать Фернанду Пессоа – тоже очень хорошо. И я рад, что так проворно перевели на русский последний роман Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» – это книга обо мне, о моих родителях и вообще обо всех нас.

Kadzuo_Isiguro__Pogrebennyj_velikan

Насколько мы помним, вы ранее говорили, что дневниковое творчество для вас особенно важный литературный жанр, и что вы сами постоянно ведете дневник. В каком отношении дневник талантливого человека более литературен (и магичен) по отношению к художественной литературе и в чем он ей все-таки уступает в плане воздействия?

Когда-то время было очень медленным. Ты приезжал на курорт, посылал домой открытку о том, что благополучно добрался, и она приходила после твоего возвращения. Теперь время несется с сумасшедшей скоростью. Просыпаешься, читаешь новости, а уже вечер, и впереди смерть. Что было позавчера, никто не помнит. Дневник стал самым важным жанром, поскольку дает возможность хоть немножко остановить и зафиксировать время.

Svyatye_knigi_Telemy._Tom_1
Насколько серьезным был (или остается) ваш интерес к Алистеру Кроули и европейскому магическому наследию? Было ли это влияние чисто культурным, образным и вдохновляющим (и какое влияние это было?) или это как-то повлияло именно на ваше персональное мировоззрение? Как вообще лично вы относитесь к магии и духовным практикам?

Мой интерес к Кроули не стал меньше за эти годы. У моего изголовья, рядом с Кораном, лежит «Запретный сад Абдуллы» – замечательная книга, опередившая свое время на много десятилетий, я часто ее перелистываю. Горжусь тем, что выпустил «Развратный роман» (Nameless Novel) в великолепном переводе Валерия Нугатова. Дело не только в литературе. Благодаря Кроули я почувствовал присутствие сил, которые прокладывают мой путь во времени. Об этом непросто говорить, потому что описание такого опыта звучит комично. Мы произносим «Святой Ангел Хранитель», и представляется птица, стоящая на каком-то нелепом столбе.

Но ведь ангел-хранитель существует, и я в этом не раз убеждался. Я чувствую себя пешкой, которую огромная рука переставляет с одной клетки на другую. Этому понимаю я научился у Кроули. Ну и главная заповедь Телемы – Do What Thou Wilt, я ей неукоснительно следую. Я вам рассказывал, как чуть ступил в сторону, когда решил издавать коммерческие книги, и какие были неприятные последствия. В каком-то пустяке не следуешь своей воле, тут же открываются двери хаоса, и на тебя набрасываются отвратительные кикиморы. И это всегда так: как только делаешь не то, что ты считаешь нужным, а кому-то или чему-то уступаешь, всё идет вкривь и вкось. В России такие ошибки вдвойне опасны, потому что эта территория находится во власти бесов.

volmitin

volmitin2

Что вы думаете о самовозгоревшемся недавно Болескине? Альпинист не вынес наблюдения за тем, что сделали с его идеями? Вы, кажется, жили там какое-то время, как это вообще получилось и каково это было?

Не вижу тут повода для шуток. Это был красивый дом, и меня огорчило случившееся. Кроули купил его у шотландского клана Макгиливри. Продал его в 1917 году, и дом переходил из рук в руки. В 70-е его приобрел музыкант Джимми Пейдж, потом тоже продал, и наконец его владельцами стала супружеская чета Макгиливри – потомки первых хозяев и предводители клана. Был короткий период, когда они сдавали комнаты, и вот тогда я провел в Болескине несколько дней, даже отмечал там свой юбилей. Рональд Макгиливри был очаровательным человеком, очень остроумным. Усадьба стоит на берегу Лох-Несса, но в тихом месте, все туристические аттракционы, связанные с чудовищем, находятся на противоположной стороне озера. Рядом ничего нет – только крошечная деревушка Фойерс, и со времен Кроули там почти ничего не изменилось. В 1905 году Кроули послал телеграмму в комитет по защите нравственности: «Обеспокоен положением с проституцией в Фойерсе». Они стали выяснить, в чем дело, и он уточнил: «Я обеспокоен ее отсутствием, идиоты!». Это в самом деле тишайшая деревня, и на местной доске объявлений, когда я там был, висела реклама единственного развлечения: «Наблюдение за мотыльками при помощи специальной лампы».

volboleskinepage

Scotland 54

Но поразительным образом уже в 90-е годы в Фойерсе накрыли лабораторию по производству героина, а потом там поселилась чернокожая проститутка, словно отвечая на давний призыв Кроули. Рональд Макгиливри, который мне это рассказывал, понимал, что приобрел очень небанальную недвижимость, и заметно нервничал. Ему и его жене не давали покоя всевозможные психи, которые перебирались через ограду по ночам, бегали по лужайке в белых балахонах. Напротив входа в усадьбу – маленькое кладбище, и там вечно крутились оккультные дураки, устроили в склепе что-то вроде алтаря, написали 666. К сожалению, Рональд Макгиливри в 2002 году умер от рака, дом опять продали, и новые владельцы уже никого туда не пускали. Там была очень странная атмосфера: из леса выбегали огромные олени, загадочно жужжали провода. Дворецкий Джимми Пейджа рассказывал, что в доме каталась по полу отрубленная голова, и я чего-то такого побаивался. И вот в первую же ночь я почувствовал странную дрожь, вся кровать мелко вибрировала. Я перепугался, но потом оказалось, что это миссис Макгиливри положила на матрас электрическую грелку.

 

volboleskinfire
Что вы думаете о так называемом традиционализме как силе, сформировавшей в 90-е для следующего поколения достаточно своеобразный уникальный культурный пакет, остающийся до сих пор очень весомым? Вплоть до того, что сегодня, в 2010-х различные маленькие издательства, которые издают любопытную литературу – Отто Рана, Джаммарию – что-нибудь, что хоть как-то соприкасается с западными магическими изысканиями (кроме кроулианы, но включая грантиану) – обязательно имеют традиционалистские корни.

Когда-то относился с вялым любопытством, сейчас, скорее, с тошнотой. Меня интересует язычество, неолит, я изучаю наскальную живопись, мегалиты, я был и в стране катаров, о которой писал Отто Ран, в Рен-ле-Шато, и на солнцестоянии в Экстернштайне, это очень интересно, но люди, которые это все интерпретируют в мистических брошюрах, по-моему, почти все шарлатаны. А уж традиционализм в смысле отрицания современного либерального общества, – это полное идиотство. У меня левые взгляды, я уверен, что главные проблемы – это права животных, эвтаназия, легализация наркотиков, однополые браки, и все эти разговоры о возвращении к двуперстию и семейным ценностям считаю белибердой. Кеннет Грант был просто милый фантазер, я с ним немного переписывался и перевел одну его книгу.

volgrant

Как вы относитесь к тому факту, что люди, условно говоря (хоть и буквально в данном примере) переводившие 10 лет назад Фулканелли и открывавшие Рунету алхимию сегодня радуются на стене каждому убитому украинцу? Как это может сочетаться в человеческом уме, где тут дыра, в которую проникает троян?

Не вижу тут никакого противоречия. То, что сейчас происходит в России – это воображаемый триумф лузеров. Не знаю, кто там занимался пропагандой алхимии, но, как правило, такими вещами увлекаются неудачники, это факт. И вдруг у неудачников появился призрачный шанс, они потребовались в бандитской массовке. Этим шансом они пользуются, но, разумеется, ничего серьезного не получат. Даже на Дугина, которому достался маленький кусок фашистского пирога, в Администрации президента и на путинских телеканалах всегда будут смотреть как на скомороха.

589904639

Уникальны ли родившиеся в СССР или России интеллектуальные люди в плане восприятия искусства, широты и интегративности восприятия, способу доходить до сути, по сравнению, например, с европейцами?

Невозможно так обобщать. Мне нравится идея Берроуза о том, что существует некая, условно говоря, интеллектуальная сила («душа»), которая распределяется неравномерно, но ее объем всегда одинаков. Чем больше людей появляется на Земле, тем меньше у них шанса получить хотя бы крошечную долю этой силы. Что касается родившихся и выросших в СССР, то они, за очень редким исключением, изуродованы и растоптаны, и мало кому суждено выздороветь. Сейчас у власти в России люди чуть постарше меня, но в принципе мое поколение, к тому же большинство из Петербурга, где я родился и вырос, и это ведь настоящие питекантропы. Я живу в Европе почти 25 лет, половину своей жизни, и мне потребовались колоссальные усилия для того, чтобы, скажем так, осмелиться называть себя европейцем. И до сих пор не уверен, что имею на это право. В дневниках Дриё ла Рошеля есть такая поразительная фраза, что русских априори считают белыми людьми и требуют от них адекватности, но проблема в том, что это другая раса, и лучше бы у них была зеленая кожа, чтобы их проще было отличать.

voljodorowsky

volklima

Каковы будущие планы публикаций у Kolonna Publications? Что бы вы хотели опубликовать, но не опубликуете и почему?

Как я уже сказал, я не уверен, что будущее вообще есть. Пока наши обезьяны не осмелились глубоко запустить когти в банку с культурой, потому что побаиваются окриков из-за границы. Но рано или поздно влезут. Так что дальше, чем на ближайший год, я планов не строю. Я очень увлечен двумя большими проектами: изданием собраний сочинений Марселя Жуандо и Герарда Реве. Но точно знаю, что мне никогда не удастся издать всё, потому что и Жуандо, и Реве написали десятки томов. Мне очень хочется выпускать книги о собаках, у меня уже подобрался большой список, и первая уже готовится – «Звери» Жуандо. Может быть, пора заканчивать писать книги про людей, в жизни собак гораздо больше смысла.

26553D88-2D45-42D6-87BF-B29B0BF871E6_mw1024_s_n

Расскажите, какие интересные лично для вас книги попадались вам за последний год? Какие увиденные фильмы показались вам наиболее вдохновляющими?

Как всегда, самое интересное лежит на виду: я столько лет живу в Праге и только недавно открыл для себя одного из лучших пражских писателей – Германа Унгара. Вообще пражская довоенная литература – как чешская, так и немецкоязычная – интереснейшая, я пока издал только несколько книг Ладислава Климы и «Кровавый роман» Вахала, это капля в море. Что касается фильмов, то я киноман и смотрю очень много, самое интересное из того, что появилось в последнее время – «Манифест» Джулиана Розефельдта. Кейт Бланшет изображает 11 женщин (работницу мусоросортировочного предприятия, русскую балерину, учительницу, богобоязненную домохозяйку, физика-ядерщика) и одного мужчину – грязного бородатого бомжа. Говорит она только цитатами из манифестов: Маринетти, Арагона, Кандинского, Тцары. Вот это новое кино, Розефельдт – гениальный человек.

1459772866_rosefeldtmanifestopresse13

Что самое интересное и вдохновляющее происходило с вами в последнее время?

В последнее время я окончательно разочаровался в человечестве.

 

B09206E5-CAD5-4A23-89B0-B506C6F8D3CB_mw1024_s_n
Можете ли вы процитировать какую-нибудь запись из своего дневника за последние 93 дня, в качестве напутствия нашим читателям?

Это предложение напомнило мне известную историю о встрече Мандельштама с летчиком. Летчик предложил Мандельштаму «немного почитать стихи», а тот в ответ попросил его «немного полетать». Мой дневник не состоит из напутствий и афоризмов, я просто описываю то, что произошло за день. Не думаю, что это интересно кому-то, кроме моих близких друзей. Но какие-то отрывки я публикую – правда, в изрядно адаптированном виде. Могу дать ссылку на последнюю публикацию – о путешествии в Бангладеш.

keyfromhell

Нет ли вестей от Масодова, обеспечившего вам в свое время пристальное внимание и предупреждение от Минпечати? Вы говорили пять лет назад, что он еще написал по меньшей мере одну повесть, которую не удается найти. С трудом, конечно, верится, что это реальный человек, как вы настаиваете (который родился в Ленинграде в 1966 году, еще, наверное, и 6 июня). Но если это так, откуда он взялся, как вы его нашли, и какое впечатление он оставил? Что такое, по вашему мнению, его книги – магический селф-экзорцизм через жуткое советское нигредо, тянущее за собой и срывающее с петель заодно весь остальной мир с его ценностями и координатами? Масодов – персонаж наподобие Мальдорора (см. “Лотреамон: Чаяние Головы”), создавший и уничтоживший себя конкретно для этого периода работы? Не настало ли время раскрыть миф, если это действительно миф? Нам вот кажется, что очень уж много точек пересечения у Масодова и некоего писателя Боровикова, автора “Горожан солнца”

Никакого мифа нет, о Боровикове впервые слышу. Масодов – реальный человек, просто не имевший никакого отношения к литературному миру. Это, конечно, псевдоним, настоящего его имени я не знаю. Когда-то он жил в Ганновере. Думаю, что либо умер, либо сидит в тюрьме, либо постарел и ничего не пишет. Я его никогда не видел, только разговаривал по телефону. Могу только сказать, что у него был сильный украинский акцент с «г» фрикативным. Я предпринял немало попыток, чтобы его отыскать, ездил в Ганновер, встречался со знакомыми его знакомых, но ничего о его судьбе мне выяснить не удалось. По какой-то причине он очень шифровался – видимо, занимался чем-то предосудительным. Не сомневаюсь, что рано или поздно мы узнаем правду (вот даже автора «Романа с кокаином» нашли, а заодно выяснили, что Шекспир был женщиной), но я уже не знаю, что можно предпринять, чтобы отыскать если не самого Масодова, то хотя бы неопубликованные тексты. С 2003 года нет никаких известий, это довольно большой срок.

Русские люди никогда не верят в самое простое объяснение, а разводят конспирологию, пишут, что книги Масодова сочинил я, Владимир Сорокин или какой-то Боровиков. Так и “Роман с кокаином” приписывали Набокову. Но я примерно представляю эмигрантскую среду, в которой жил Масодов. Она не очень веселая, там не до карнавала. Это люди, для которых каждый день – битва. Конечно, тот контекст, в котором он оказался в “Колонне”, был ему совершенно чужд, он мне сам об этом сказал. Без русской литературы, без Платонова и Мамлеева, не было бы и Масодова, но я прекрасно понимаю его желание не иметь ничего общего с литературным миром, если такой вообще существует. Я бы и сам хотел, чтобы живых русских писателей и читателей не было, а литература существовала бы только в музее, архиве и на кладбище. Возможно, вы решили, что я пошутил, когда сказал, что хочу издавать только книги о собаках? Но я и не думал шутить. Идеально было бы издавать не только книги про собак, но и книги для собак. Собаки-читатели хороши тем, что не пишут рецензий.

IMG_1340

Share: